• Главная
  • Мастер-класс в творческом объединении «Батик»

Мастер-класс в творческом объединении «Батик»

Мастер-класс в творческом объединении «Батик» «Изготовление батика» 24 февраля 2014 г.

Участниками мастер-класса были как взрослые люди, студенты, так и подростки округа. Присутствующих преподаватель творческой мастерской «Батик» А.Б.Панькова познакомила с обучением в творческой мастерской, историей появления и развития «Батика», а также показала традиционную восточную технику росписи ткани с помощью горячего воска.

Обучение в творческой мастерской «Батик» осуществляется по авторской программе А.Б. Паньковой. Некоторые из учеников после обучения в мастерской продолжили своё художественное образование в высших специальных учебных заведениях, другие готовятся к поступлению. Программа обучения рассчитана на три года. Проводятся занятия рисунком, живописью, композицией, Батиком (холодный, горячий), к окончанию обучения ученики самостоятельно изготавливают элементы одежды и пр.

Батик – удивительная изысканная форма самовыражения. В дословном переводе с индонезийского означает «рисовать каплями (воска)». Техника сложная, трудоемкая, неторопливая, но и результат тем замечательней!

Нежные отблески краски, растекающиеся по переливчатому шелку, замысловатые кракле, возможность исполнения любых композиций – от декоративных до реалистичных – все это Батик.

Цель этого мастер-класса – рассказать о технике Батика, помочь тем, кто хочет освоить роспись ткани, подсказать некоторые приемы и возможности для создания авторских работ.

Работа в росписи ткани – не только набор правил, это еще и выражение личности, отражение видения мира, интересов.

Обратимся к истории появления и развития батика. В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батик, способ окрашивания хлопчатобумажных тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способ, в общем, состоит в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воском, затем после погружения ткани в красильный чан и восприятия ею краски, воск снимается».

В дальнейшем с открытием изготовления шелка искусство росписи не могло его не затронуть, Китай подарил миру шелк, который отлично вписался в мир Батика. В России Батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Благодаря изысканиям С.Темерина в 50-х годах в области Батика остались известны имена таких художников, как А.Алексеева, Т.Алексахина, Н.Вахмистров, К.Малиновская, С.Марголина, И.Иноземцева и др. Именно они стояли у истоков развития Батика в нашей стране. Они, работая в НИИХП, создали первые композиции в Батике, которые были основаны на строго классическом понимании геометрического и растительного орнамента и служили моделями для производства (в основном платков и шалей). Как видим, история совсем недавняя. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом институтах. Отдельное слово о художнике по ткани Ирине Трофимовой, которая всерьез изучала восточные традиции художественной росписи ткани, прошла обучение в «спецшколе классического Батика» в Дели, а затем создала целую серию панно, используя восточную технику, но в своем неповторимом стиле. По сути, Трофимова была первая, кто работал в технике горячего Батика в нашей стране.

Преподаватель творческой мастерской «Батик» А.Б. Панькова, путешествуя по странам, связанными с древним искусством Батика, имела возможность изучать различные способы окрашивания ткани – так в Шанхае сохранилась древняя красильная мастерская, продолжающая многовековые традиции китайского сине-белого батика. Она называется « blue nankin», показывает все стадии окрашивания и декорирования ткани, используя древнюю технику «лацзе» (в переводе «узоры воском»), при котором жидкий горячий воск по узору накладывают на ткань, после остывания ткань погружают в красильный чан. Когда ткань прокрасилась – воск удаляют. Обычно красили в два-три цвета. Национальные особенности орнамента – это отдельная тема, цвет же зависел от природных красителей этой местности.

В современном понимании слово «Батик» означает разные способы нанесения рисунка и окрашивания ткани, в том числе с помощью специального резервирующего состава, компоненты которого – резиновый клей, бензин, канифоль, парафин. Наносится он в холодном виде с помощью специальной трубочки. Отсюда название – «холодный Батик», в отличие от «горячего», т.е. воскового. Холодный Батик – техника быстрая, упрощенная, придуманная уже европейцами, в современном мире прижилась быстро. Многие художники используют ее охотнее (хотя всегда есть способы усложнить простое). Существуют также – свободная роспись ткани, техника «сибори», узелковый Батик.

Присутствующие активно участвовали в обсуждении вопросов, касающихся изготовления Батика. Каждый из присутствующих имел возможность принять участие в изготовлении Батика.

© Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Творческий лицей», 2002-2021