• Главная
  • «Профессия – художник» — выставка творчества Билля Бурдыкина

«Профессия – художник» — выставка творчества Билля Бурдыкина

Афиша выставки
image_print

В ГБУК г. Москвы «Творческий лицей» проходит выставка творчества Билля Бурдыкина  «Профессия – художник».

Адрес: ГБУК г. Москвы «Творческий лицей», Зеленоград, корп. 813, н.п. 2, выставочный зал. Справки по телефону 8-499-710-06-38.

Страницы биографии Б.В.Бурдыкина

Художник родился в Москве, 9 мая 1933 года, в семье художника и инженера – Виктора Андреевича и Анастасии Григорьевны Бурдыкиных. Отец Билля был разносторонним и талантливым человеком, обладавшим среди прочих дарований даром общения. В его мастерской на старом Арбате собирались известные художники, писатели и поэты, артисты. Среди них бывали и Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Виктор Андреевич и сам мечтал о литературном поприще и был зачислен в Литературный институт, но оставил учебу, избрав в качестве основных приоритетов семью и воспитание сына.

Довоенные годы Билля проходили на Северо-Западе Москвы в районе нынешнего метро «Войковское» в одном дворе с легендарными героями Великой Отечественной войны Зоей и Александром Космодемьянскими.

Годы военного лихолетья будущий художник провел в Омске. Возвратившись домой, он поступил в художественную школу при Художественном училище им.1905 года, где с увлечением постигал азы изобразительного искусства.

Отец всячески поддерживал увлечение сына и его намерение стать художником. Он частенько забирал сына с собой на киностудию, где работал художником-документалистом, в мастерские Музея Революции, в которых занимался реставрацией уникальных фото-авхивов. Возможно именно влияние отца определило направление его профессиональных поисков и привело на трехгодичные курсы мастеров –граверов при Московском высшем художественно-промышленном училище (б.Строгановском).

В последствии, опыт, приобретенный в школе мастеров, успешно будет использован Биллем Бурдыкиным в работе на производстве, обеспечив хороший стартовый уровень в разработке различных направлений промышленной графики.

Сфера художественных интересов не ограничивалась для художника только искусством гравюры. Его, наделенного несомненными живописными способностями, привлекала станковая живопись, влекла настойчивая мечта получения высшего художественного образования. Три безуспешных попытки поступления в МВПХУ (б.Строгановское) не охладили его устремлений. Четвертая попытка принесла художнику желаемый результат и зачисление на факультет промышленного искусства. Время учебы было стремительным : еще будучи студентом МВПХУ Б.В.Бурдыкин становится членом Союза дизайнеров; был участником творческих выставок и конкурсов.

В 1963 году художник вместе с семьей переехал в Зеленоград и начал работать в НИИМП в отделе промышленной эстетике, которому посвятил более тридцати лет самоотверженного труда.

Билль Бурдыкин оказался в Зеленограде одновременно с Вадимом Казанком – своим другом и сокурсником по Строгановке. Молодые, талантливые и отчаянно веселые Бурдыкин и Казанок были активными участниками всякого нового дела. Не случайно поэтому, когда от Зеленограда формировалась команда для участия в телевизионном конкурсе КВН, два друга входили в команду как художники. Их рассказы об этом событии всегда сопровождались , искрометным юмором и остроумными шутками. Своей дружбе оба художника остались верны на протяжении всей своей жизни.

Билля Бурдыкина всегда можно было встретить в гуще событий. Можно сказать, что он постоянно жил в ритме времени нашего города, столицы и всей страны. Чувствовал его и всегда откликался на события общественной жизни. Это качество личности художника проявлялось в стремлении к коллективному «деланию» и коллективному обсуждению. Он был постоянным участником выставок и активистом объединения Зеленоградских художников.

Особое внимание уделял Б.В.Бурдыкин молодежи, стремившейся освоить художественные профессии. Многих из них он подготовил к поступлению в родной для него ВУЗ — МВПХУ (б.Строгановское), неотступно помогал в исполнении сложных промышленных заданий, был добрым советчиком и наставником.

Вся жизнь Билля Бурдыкина проходила в постоянном поиске: новых впечатлений, творческих решений, философских размышлений, обретении новых умений и представлений. Уже в преклонном возрасте он освоил новые информационные технологии и овладел компьютерной графикой. Но главной особенностью художника оставалось стремление приносить пользу обществу и окружающим его людям.

Основные этапы биографии Б.В.Бурдыкина

1933

Родился 9 мая, в Москве.

1941-43

Находился в Омске с родителями в эвакуации

1946-50

Учеба в детской художественной школе

1952-54

Служба радистом на Кавказе в частях ОСНАС СВС

1954-58

Время самоопределения: работа на киностудии «Союзмультфильм», мастером росписи по фарфору, токарем на заводе. Учеба в школе рабочей молодежи.

1958-67

Учеба в Московском высшем художественно-промышленном училище ( б. Строгановское) на отделении подготовки мастеров, затем на факультете промышленного искусства.

1961

Участие в оформлении бортовой документации первого космического полета ( штампа бортового журнала)

с 1963

Живет и работает в Зеленограде художником, ведущим специалистом, руководителем лаборатории в отделе технической эстетики. Разрабатывает эскизы нагрудных знаков для первых международных космических полетов, образцы промышленной продукции и сувенирной продукции. Участвует в творческих поездках по северным районам СССР, на Байкал.

Активно участвует в жизни Сообщества художников г.Зеленограда, в выставках московских художниках и за рубежом

Живопись

Живописное наследие Б.В.Бурдыкина значительно и разнообразно. Из всех живописных техник он отдает предпочтение водяным техникам ( акварель, темпера, гуашь) и пастели. Можно предположить , что это отчасти определялось дефицитом времени, которое художник имел возможность посвятить живописи, работая на одном из режимных предприятий г.Зеленограда.

Живописные работы, созданные в 60-х и 70-х годах ( преимущественно акварели), говорят о том, что Бурдыкин не только хорошо знаком с отечественной живописной школой того времени, но и ощущал себя причастным к ней. В его работах присутствует философичность, строгость и немногословность, присущая Николаю Андронову, Виктору Попкову, Виктору Иванову, Петру Оссовскому – замечательной плеяде советских художников, творчество которых ознаменовало достижения советской школы живописи доперестроечного периода.

Бурдыкина, как и многих живописцев, влечет Север – край, где «русский дух» и образ жизни сохранил свою первозданную суть. Здесь он создает натурные зарисовки и еще длительное время, находясь под впечатлением увиденного и пережитого пишет серию живописных листов, отличающихся сдержанным колоритом, строгостью композиционных построений и образной выразительностью («Амбары»). Творческая поездка в Северные края позволила художнику осознать свою причастность к творческим исканиям его современников и лучшим традициям советской школы искусства. Работа над созданием северной серии позволяет художнику определиться в собственной индивидуальности и особенностях своей личности, тяготеющей, к вдумчивому исследованию образа, размышлению, обобщению наблюденного и стилизации.

Спустя несколько лет, открывая для себя природу Байкала , он вновь обратиться к созданию эпического пейзажа, величественного и немногословного («Вид на гору Соболиную»), воплощая в них свою тягу к вечным и непреходящим истинам.

В более поздних пейзажах, написанных в поездках и короткие дни отдыха от повседневной занятости на производстве, художник большей частью ограничивается обращением к различным техникам «быстрого» письма ( например, «а-ля –прима», акварельные мелки и др.), сосредотачиваясь большей частью на передаче первых впечатлений и эмоциональных переживаниях («Речушка»).Однако он не оставляет интерес к «созерцательному пейзажу», «пейзажу-размышлению» («Веранда»).

Обладая даром пейзажиста (особого одухотворенного восприятия и передачи природы, способностью широкого радиуса видения и композиционного мышления), Бурдыкин работает над пейзажными образами на протяжении всего своего творческого пути. Любовь к природе и настоящая жажда творческого исследования пластических средств художественной передачи состояния и явлений природы, привели его к созданию многочисленной пейзажной серии, выполненной в технике пастели в листах малого размера, отражающих природу пригородов Зеленограда и ближнего Подмосковья. В них он более склонен к традициям русской реалистической пейзажной школы, более внимателен к тонким цветовым отношениям и передаче нюансов. Среди листов этой серии имеются очень выразительные, обладающие тонкой поэтикой, прекрасные образы родной природы ( «Вечереет.Колтышево»).

Склонность Бурдыкина к обобщению, исследованию и эпическому прочтению природы, вновь проявляется в серии городских пейзажах «Любимый город», в которой он выступает подлинным певцом и создателем поэтического образа нового Зеленограда. Типовая однообразная застройка малопривлекательных многоэтажных бетонных сооружений получает в работах художника выразительный и яркий образ (« Перед дождем», «Полдень»). Это достигается благодаря композиционным приемам, удачным выбором впечатляющих эффектов солнечного освещения небесного свода, передачи эффектов стремительного движения облаков и др. Все это создает оригинальный по своему художественному прочтению, выразительный образ современного города, наполненный динамичной и яркой жизнью.

Следует отметить, что работая над созданием пейзажных образов Бурдыкин тяготеет к созданию односеансных композиций. Можно сказать, что образ увиденного складывался у него — весьма быстро ( если не сказать — мгновенно), либо подолгу оставался в сознании и мысленной проработке до тех пор, пока не находилось искомое решение, удовлетворяющее автора. Все это свидетельствует о серьезном творческом потенциале Бурдыкина, уникальности и значительности его дарования.

Промышленное искусство

Билль Викторович Бурдыкин отличался творческой разносторонностью. Его художественные способности получили выражение в профессиональной деятельности в отделе эстетике на предприятии и в самостоятельных творческих разработках.

Характер его деятельности на предприятии определялся производственными заказами. Начиная с 80-х годов он занимается разработкой медалей, нагрудных знаков и значков и получил заслуженное признание, как специалист данного направления. Привлекался к разработке ответственных государственных заказов, разрабатывал медаль «Заслуженный учитель СССР» и другие государственные нагрудные знаки, исполнял заказы связанные космическими полетами. Образцы этих нагрудных знаков и значков хранятся сегодня в Музее космонавтики (г. Москва) и Зеленоградском историко-краеведческом музее г.Зеленограда.

Непрерывный поток заказов, их многообразие и разномасштабность могли бы способствовать развитию формального,«серийного» подхода к исполнению бесчисленных заказов , создавали условия выработки определенных штампов. Но художник работал с присущим ему творческим энтузиазмом, увлеченно, постоянно искал нестандартное решение поставленных задач. Серьезная профессиональная и граверная подготовка создают условия для проявления и реализации настоящего мастерства. Миниатюрные нагрудные знаки, разработанные художником, очень разнообразны. Значительная часть из них посвящена событиям завоевания космического пространства (серия«Международные полеты»), геральдическим сюжетам( серия«Москва», «Углич»), историческим событиям и праздникам(«Олимпиада-80»). Особый интерес представляют значки, посвященные городам нашей страны («Санкт-Петербург», «Звенигород», «Рига»), странам мира (Польши, Чехословакии, Кубы, Индии, Венгрии, Японии, Финляндии ) и значки -персоналии. Если в первых, он обнаруживает блестящие способности информационного отбора, стилизации и знание истории, то во-вторых — в полной мере проявляет высочайшее владение гравировальным мастерством и способности портретиста. В дальнейшем, Бурдыкин вновь будет обращаться к портретному жанру ( портреты космонавтов, журналиста Листьева), но данный жанр будет входить в его творчество лишь в силу необходимости, оставляя безусловный приоритет за промышленной графикой и пейзажной живописью.

Работая над созданием нагрудных знаков, художник активно обращается к использованию новых технологий, расширяет спектр изобразительных приемов, пробует разнообразные пластические формы. С увлечением исследует исторические грани изображаемых объектов, углубленно изучает историю геральдики и символики. В поисках единственного образного решения, он прорабатывает десятки вариантов, тщательно прорабатывая мельчайшие детали и композиционные нюансы.

Знакомство с наследием художника в области искусства нагрудных знаков и эмблем показывает, сколь требователен художник к своей работе, как глубоко и серьезно понимает специфику этого самобытного вида искусства, как виртуозно владеет особенностями его выразительных средств и художественного языка.

Наследие Билля Бурдыкина в области нагрудных знаков обширно, но , к сожалению, недостаточно изучено.Настоящая выставка позволяет отчасти приоткрыть «завесу забвения» и показать широкой аудитории зрителей «секреты» творческой лаборатории и исканий художника в сфере промышленного искусства, показать подлинные находки ( серия эскизов «Почта России») и оригинальные образные решения ( cерия «DXL»).

* * *

Работа над нагрудными знаками совмещается у Бурдыкина с творческими поисками в иных направлениях промышленной графики: разработка фирменных стилей и знаков, логотипов («Российский банк», «Арби», «Метарх»), оформление почтовых отправлений ( открыток и конвертов), создание эскизов сувенирной продукции.

Оставив производственную деятельность, он со свойственной ему энергией обращается к созданию символов , ставшего ему родным городу –Зеленограда ( эмблемы и образцы сувенирной продукции, медали, нагрудные знаки , гербовые символы муниципальных территорий). Разработанные им для муниципальных районов герб «Крюково» и герб «Силино», прошли государственную регистрацию, включены в реестр гербов Российской Федерации и стали официальными символами Зеленограда. В них он проявил глубокое знание геральдики, способности исторического мышления, анализа и отбора временных свидетельств и природных факторов, характерных для Зеленограда.

Особое место в последние годы творчества занимает работа над созданием эскизов малых архитектурных форм ( литье). В них художник заново переживает время своей молодости — обучение в МВХТУ (б.Строгановское), где среди прочих дисциплин он с увлечением знакомился искусством работы по металлу.

Разрабатывая эскизы решеток для оконных и лестничных проемов ( внутренних и внешних), каминных ограждений и бордюров, он демонстрирует вместе с богатой фантазией хорошее знание специфики материала. Большое внимание уделяется стилистике образных решений: в одних эскизах доминируют цветочно-растительный сюжет, в других – готическая строгость, в третьих – усматривается стилистика русского авангарда. Художник предлагает множество, далеких от заимствования и подражательства, оригинальных решений, демонстрируя вместе с тем отличный вкус и высокую художественную культуру.

Оставаясь верным самому себе, Бурдыкин ищет вариативные разработки архитектурного декора, разрабатывает множество деталей внутреннего и внешнего убранства дома ( светильники, торшеры, бра, фонари и пр.),уделяет внимание мелочам ( каминным приспособлениям, инструментам садовника и пр.), вместе с тем, тяготея к целостности и гармонии среды и человека.

Проектные разработки художника представляют обширный материал, систематизация которого достаточна затруднительна в силу многообразия и разноплановости поисков. Промышленная графика, созданная Б.В.Бурдыкиным, характеризуется высоким профессионализмом и проработкой мельчайших деталей. Она позволяет увидеть и художественную культуру автора, и его знания истории изобразительного искусства, и понимание специфики выразительности образного языка различных техник и материалов.

Для Бурдыкина образ проектируемого предмета всегда связан с поиском оригинального и логичного решения, органично синтезирующего в себе реальные образы и стили. Каждая его разработка — это собирательный образ, включающий в себя сложную систему символов и конкретных ценностей. В силу этих обстоятельств, проектные работы Бурдыкина всегда многомерны и оригинальны.

Работа в сфере промышленного искусства несомненно приносила художнику радость творческого удовлетворения. Хотя, возможно, и тяготила объемами промышленной индустрии. Промышленная деятельность Бурдыкина, его любознательность и интерес к решению новых задач, открывали для него новые возможности и новые знакомства, способствовали расширению его творческих горизонтов и освоению новых промышленных технологий.

Человек и вселенная

Сегодня творчество Б.В.Бурдыкина неразрывно связывается космическими полетами и «космистами» ( художниками , творчество которых посвящено космосу).Еще в молодости, работая в граверной мастерской , ему довелось быть исполнителем штампа бортового журнала первого космонавта Ю.А.Гагарина. Этот факт произвел на художника неизгладимое впечатление и, возможно, оказал существенное влияние на дальнейшую судьбу и творческую биографию художника.

Возглавляя лабораторию народного потребления Б.В.Бурдыкин разработал ряд серий нагрудных знаков, связанных с освоением комического пространства, посвященных международным полетам и работе орбитальной станции («Салют-6», «Союз-28» и др.). Он разрабатывает выразительные портретные значки-миниатюры , посвященные первооткрывателям космоса К.Циолковскому и Ю.Гагарину, создает медали и знаки для участников совместных полетов, сотрудничает с Управлением космическими кораблями и часто бывает в Звездном городке.

Сегодня нагрудные знаки, разработанные Б.В.Бурдыкиным и посвященные космосу хранятся в 50 музеях мира, включены в экспозиции Государственного музея космонавтики в Москве и Зеленоградском историко-краеведческом музее.

Космос настойчиво манил художника своей неизведанностью. Он увлеченно погружался в исследование каких-либо свидетельств, изучал творческое наследие «космистов» начала ХХ века и своих современников. Творческие переживания и искания художника воплотились в яркой серии, посвященной жизни космоса. Здесь и портретная галерея летчиков-космонавтов (Ю.Гагарина, В.Терешковой, Г.Берегового, В. Джанибекова, Т. Мендеса), и др.) и полеты летательных аппаратов, и изображение таинственных небесных планет, светил и галактик.(На выставке представлена лишь незначительная часть данной серии, т.к. ряд произведений находится в музейных и частных собраниях.).

Размышления художника о мироустройстве и мироздании способствовали развитию космической тематики и созданию работам эпического и философского содержания. В творчество художника входят образы философско-религиозного характера ( «Храм»), раскрывающие связь православной церкви с миросоздателем. Он пытается осмыслить причину возникновения и найти образное воплощение земных катаклизмов («Бермудский треугольник»). Настойчиво ищет выражение образное проявление сущности незримой временной черты схода второго тысячелетия и начала третьего. К сожалению, работы данной тематики находятся за пределами настоящей экспозиции, но их отголосок присутствует практически во всех работах последних лет – времени раздумий и осмысления Отечественной истории.

Художник много читает, исследует биографии выдающихся людей России, пытается осмыслить значение и суть современного ему времени. Появление в творчестве Б.В.Бурдыкина философических размышлений свидетельствует о зрелости его личности. Эмоциональный и импульсивный в жизни , он остается сдержанным и рассудительным в творчестве. В этом отражается его понимание творчества, как особого рода высокого служения, которое реализуется в миссии художника через воплощение многоликих образов мироздания.

© Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Творческий лицей», 2002-2021