• Главная
  • Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников и младших школьников

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников и младших школьников

image_print

Фольклор – уникальная культура, с древних времен дающая возможность множеству поколений приобщаться к своим национальным истокам. Это своеобразная копилка народных знаний об окружающем мире, это вдумчивое и бережное отношение к природе, неиссякаемое творчество, позволяющее сохранить духовно-эстетические и исторические ценности.

Исключительна роль традиционной культуры в решении задач художественно-эстетического и творческого развития дошкольников и младших школьников. Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная песня должны присутствовать в воспитании маленьких детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста, если мы хотим, чтобы они знали и любили свою культуру и историю, чтобы они выросли воистину русскими людьми. потому что тысячелетнюю историю Руси не могут перечеркнуть «американские боевики» – что насаждается в нашей стране со времен перестройки, чужая культура с фальшивыми ценностями, это как красивый фантик без конфеты. Посмотрите на малые народности – как бережно и трепетно они хранят свою культуру, не стесняются одеваться в национальные костюмы, чего не скажешь о наших людях. И я благодарна родителям, которые приводят своих детей в наш ансамбль, потому что только в этом случае ребенок вырастает нравственно здоровым, имеет национальный характер мышления, закладывается чувство патриотизма.

Музыкальный детский фольклор богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры доступны для детей 3–4-х лет, например Сорока, Паучок. Дети-школьники исполняют более сложные песни по содержанию и объему, могут быть сто и более стихов. Песни могут исполняться соло, ансамблем, хором, с приплясом, проговариваться речитативом, в сопровождении народных инструментов и т.п. И каждый участник ансамбля может проявить свою индивидуальность и творческую инициативу. Особенно мы занимаемся развитием творческих способностей на репетициях.

 

Деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, активизирует творческие проявления детей. Благодаря естественности и простой гармонии детских народных попевок достаточно быстро налаживается координация голоса и слуха, позволяющее учащимся точно интонировать.

Работа по программе проводится с учетом возрастных особенностей младших школьников и дошкольников: учитывается их подвижность, впечатлительность, интереса к музыкальной и игровой деятельности – отбор фольклорного материала, в основном игрового, позволяющего детям в игровой форме разучивать песни и проявлять самостоятельно творческую активность, смекалку, ловкость.

Всему свое время – метко сказано в народе. Испокон веков дети, живя в условиях традиционного крестьянского, а во многих семьях христианского быта, постепенно и последовательно осваивали основы культуры, исполняя лишь то, что им было доступно – это песенки-игры, прибаутки, загадки, считалки и т.п. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем дети не просто слушают песни и сказки, они начинают играть, становятся участниками и постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластических композиций.

Что лежит в основе нашего занятия? Конечно, игра

Игра соответствует природе школьника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умение и навыки правильного народного пения. развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собой, в занимательной и увлекательной игровой форме. Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции, к таким песням относятся хороводные, плясовые, прибаутки, частушки. Особенность творческих песен-игр в том, что они предоставляют детям попробовать себя в любой роли в условиях полной свободы, которую им предоставляет педагог. Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Ребенок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом: явления и предметы с которыми он соприкасается, воспринимаются им эмоционально. В этом плане музыкальный фольклор, в котором ярко выражено игровое начало может быть крепкой основой для всестороннего развития личности – недаром в народе всегда говорили: «давайте сыграем песню».

Фольклорный коллектив, как правило, небольшой – 8–12 чел, строится по принципу соучастия в совместном музицировании. В коллективе всегда есть запевала, который задает тон всей песни: темп, высоту, эмоциональный настрой. В детском коллективе запевает обычно руководитель или музыкально одаренный ребенок.

Нужно отметить, что условия урока-занятия предъявляют особые требования к игре и ее разным формам. Здесь вносится элемент большой ответственности каждого участника: и за себя, и за окружающих, так как складываются коллективные отношения. «Игра – дело серьезное». Эта мысль постепенно обретает реальную форму общения, основанного на взаимопонимании и внимательном отношении детей друг к другу. Творческая дисциплина, царящая на уроке, объединяет всех общими интересами, действиями, настроением и совместно достигнутым результатом.

Искусство фольклора уникально: оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы. Поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. Важно подобрать такой репертуар, такие формы и способы обучения, благодаря которым на уроке будет царить атмосфера увлекательного действия и творчества.

Необходимо постоянно слушать аудиозаписи народных исполнителей, смотреть видео- выступления разных ансамблей, хоров, посещать выставки народных промыслов, концерты, встречаться с народными исполнителями.

Главная задача для педагога по фольклору является не только организовать творческий процесс и научить детей петь, но и сохранять индивидуальность каждого ребенка, научить детей действовать по общепринятым правилам коллектива.

Тематический план занятий составляется в соответствии с народным календарем: от старинных названий месяцев и их характерных примет до песен-игр, поговорок, загадок и т.д. Почему по народному календарю? Потому что жизнь русского человека была всегда тесно связана с природой, земледельческими работами, уборкой урожая, церковными праздниками; и песни создавались и исполнялись в зависимости от времени года и событий, которые попадали на это время.

Занятие делится на три части: вступительная – разминка, распевка; основная – изучение новой песни, изучение простых танцевальных движений, повторения старых песен, подготовка к выступлению и т.д.; заключительная – игра.

Теги:

© Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Творческий лицей», 2002-2021