Выставка «Угол наклона»

В ГБУК г. Москвы «Творческий лицей» открылась выставка «Угол наклона» Екатерины и Ольги Гуринович. Выставка работает до 13 февраля по адресу: Зеленоград, корп. 813, н.п. 2. Справки и запись на экскурсии по телефону 8-499-710-06-38. Вход свободный.

Название выставки возникло из серии работ, которые включают в себя скульптуры и картины с жестом наклона, скорее даже поклона. Так получилось, что художника волновали те сценки из жизни людей и животных, где есть поза наклона. Это: «Вскармливание воронёнка», «Туалет Адели», «Наклон», «Старый мотив», «Встреча на дороге».

Я думаю, это тема сострадания живым существам, которые вместе с нами вброшены в сеть существования. Также ещё преклонение перед землёй и природой, Тем местом, где должен органично существовать человек, но этого не происходит. Городской человек оторван от естественной жизни на земле и потерял с ней связь, уважение и трепет.

Живя в таком городе, как Зеленоград, художники нашли возможность сблизиться и общаться с землёй. Глину для своих работ они добывают порой недалеко от дома. А лес и животные их основные вдохновители.

Времена года – это она из тем, которая волнует художников. Меняются краски, формы, состояния. Это не проходит незаметно для художника. Мягкие естественные формы природы сочетаются с геометрией города. Это тоже интересно художникам. Художник хочет остановить уходящее мгновение, хотя бы впечатление передать в работе. Не всегда это удаётся.

Ручная лепка – это призвание этих художников. Как сказал один умный писатель: «Не ты выбираешь ремесло, а оно тебя».

Поэтому, после окончания Текстильного института, в котором они учились как художники по тканям, они возвращаются к объему и лепке из глины, которой обучались раньше, в Абрамцевском училище на отделении художественной керамики.

Любовь к скульптуре в керамическом варианте была так велика, что сёстры за короткое время создали много работ, в которых уже просматривался художественный стиль и их пригласили в Московский Союз Художников.

Керамика – это занятие, требующее технической базы, а её не создать без мастерской. Как члены МСХ, они получили мастерскую и собрали в ней всё, что наработано.

Одна из основных тем художников та, что за красотой не надо далеко ходить – она рядом с нами, надо её только уметь видеть. Художники предпочитают суровую красоту, красоту природных фактур – коры дерева, рыхлой земли, лужи на дороге, павшей листвы – всего естественного и натурального. Они считают, что в создании работы не нужно вкладывать много средств. Желательно обойтись подручным, непрестижным материалом. Поэтому некоторые работы нарисованы на упаковочном картоне, а скульптуры вылеплены из речной глины. Как художники, склонные к декоративизму, пытаются вести изображение к орнаменту, к ковру, к плоскости, форсировать форму и цвет. Если работы кажутся наивными, то это делается намеренно для выразительности. Один из любимых писателей , поляк Бруно Шульц, который создал свой мир, расцветив всеми красками своего воображения захолустный городок, в котором жил. Он писал: «Моя мечта дорасти до детства, только тогда и придет к нам настоящая зрелость».

Все сюжеты и композиции подсмотрены в жизни. Гуриновичи – художники нервно-романтического склада, который сформировался в силу характера: любовь к уединению, лирический взгляд на мир, созерцательность. Их мироощущение, помимо личных склонностей, сформировалось под влиянием модернистского искусства ХХ века, с его экзистенциализмом и проблемами человека нового времени.

Признаки модернизма – это отрывочность, фрагментарность, невнятность прерывистость – присутствуют в работе сестёр. Художники пользуются разными техническими приемами подачи мотива, где-то уходя от натуры далеко, в условность, где-то создавая иллюзию – зависит от настройки.


«Весенний круговорот» Я хотела передать ощущение радости наступления майских теплых дней. Бегала с собакой по лужайке с только что раскрывшимися одуванчиками, а про себя уже подумала, что интересное встречное движение для изображения, притом мне не хотелось конкретно изображать персонажи, а только цветной вихрь, состояние. Много раз переделывала, пока не остановилась на этом варианте, хоть детали и исчезли (может – зря?).

Рельеф «Бродячие собаки на снегу» У нас перед домом(я откуда-то шла)сидели на снегу четыре собаки по одной линии и с одинаковыми промежутками, то есть две стояли, две сидели. Издалека мне показалось это интересным орнаментом и ритмом: черная – рыжая – черная – серая – на чисто белом фоне. Ну просто готовый орнамент.

«Акробатка» Это был карандашный набросок с сестры. И, чтобы интереснее было рисовать, я вообразила, что это циркачка за кулисами цирка ждет выхода.

 

«Август» это конец 90-х (96г). Тогда мы наслаждались обществом своей собаки Адели, бежали вечером по дорожке. Шоссе с одной стороны, лес с другой. чувствовали такую легкость и радость, притом в августе это счастье перешкаливало, потому, что падали звёзды, освободившиеся, наконец, от учёбы. Было чувство свободы и счастья. Это вылилось в такую композицию.

 

Тема путников появилась после института, когда мы, наконец, могли заняться чистым творчеством и находить интуитивно образы, которые тебе близки и соприродны. Например, тема путников, тема дороги – это нам близко. Мы идем – в буквальном смысле слова, и даже с посохом. Люди спрашивали – зачем вам палка? Мы отвечали – это не палка а посох. Это наше естественное состояние. Это потом я прочитала у своего любимого Генри Миллера: Все мы Короли, Музыканты, Поэты – только нам надо раскрыться, почувствовать, что спрятано в глубине нас самих.

 

Ещё нравятся четыре природные стихии – вода, огонь, воздух и земля: у нас в городе они в виде дождя, ветра, снегопада и метели и просто вид распаханной земли, и ещё зеркало воды. Или просто даже воды из крана. Всё это действует на тебя магически – ты чувствуешь тайну, подъем и желание сделать работу не обязательно напрямую связанную с этими явлениями. Но это как бы поклон, преклонение перед какой-то тайной жизнью и вечными явлениями природы, которые нас окружают. И знаешь, что мы эту тайну никогда не постигнем и не узнаем, но этот порыв к работе – это небольшой шаг навстречу Ей.

 

«Материнство» это с наброска, мне понравилось сплетенье рук и ног в позах фигур. Их взаимодействие. Переплетение. Тут ритмы есть. Это и привлекло. Тем более, что это мама и сестра Ольга. И потом люди не позируют, а держатся естественно, Поэтому позы непосредственные и интересные.

«Царица – Осень» из окна видела, Как дворничиха сметает листву, она сама была живописна – белая шапочка и белые сапожки, но особенно тележка с коробками, набитыми листьями. Она мне показалась очень значительной – короче – Символом чего-то Большого, наверное самой Осени.

«Июль в поле» – это я пыталась передать ощущение от поля за деревней. Оно всё было в красных и салатовых полосах от цветения каких-то трав и ещё перебито белыми пятнами тысячелистника и черными султанками какой-то травы.

«Мишка встречает гостей» Во дворе жил пёс. Очень независимый и умный. Как человек. Ночевал в снегу, если был снегопад, то его укрывало целиком. Он был лохматый, черноподпалый, красивый. Я увидела, кА он знакомится с пробегающим черным псом. Они образовали красивый иероглиф. Мишка агрессивно задрал хвост, а тот наоборот, опустил, а головы положили друг другу а холку. Это было как черный знак на белом снегу (была зима). Я и решила этот знак зафиксировать.

© Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Творческий лицей», 2002-2021